YAKOREV.RU
Блог

Концепция перманентной профилактики

Профилактика
Данная концепция мной разработана в 2020 году. Она впервые была презентована в рамках реализации просветительской кампании "Мы за традиции, мир и безопасность!", реализуемой Центром профилактики этнического и религиозного экстремизма в образовательных организациях совместно с ГУПЭ МВД, Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России.

Концепция многоуровневой перманентной профилактики (Е. Якорев, 2020)

Почему вообще нужно заниматься профилактикой

Для большинства молодых людей студенческая жизнь становится первым серьезным опытом так называемой «взрослой жизни», когда ты несешь полную ответственность за свои результаты в учебе, за финансовые возможности, за отношения с другими людьми, за выбираемые жизненные стратегии и многое другое. Ставки возрастают тогда, когда студент уезжает из своего родного населенного пункта и фактически вынужден осваивать новые социальные пространства и системы.

Практически одномоментно становится очевидно, что предстоит разобраться с огромным количеством новых требований, привыкнуть к новым условиям учебы и быта, узнать новых людей, изучить «тонны» новой информации, создать новый распорядок дня, попробовать новые роли и так далее.

Будем честными, далеко не все готовы и не все способны к быстрой и эффективной адаптации к принципиально новым условиям. Прежняя школьная жизнь их к этому не готовила. Поэтому такой объём предстоящей «новизны» хранит в себе не только развивающий (т.е. созидательный) потенциал для личности, но и риски со всем этим не справиться и, как следствие, впасть в жизненную, профессиональную и ценностную дезориентацию.

Может показаться, что речь сейчас идёт только о первокурсниках и проблеме их адаптации, но это не так. Первичную адаптацию к основным требованиям новой социальной системы молодые люди пройдут относительно быстро – за 3-6 месяцев, даже если в вузе нет или плохо выстроены адаптационные программы для первокурсников. Но эта адаптация будет во многом лишь к бытовым и учебным аспектам, потому что они являются ключевыми на первом этапе.

Далее начинается адаптация своих социальных, культурных, духовных, политических и иных ориентаций. Как ни странно, именно в студенчестве большинство людей впервые в жизни серьезно задумываются об этом, пытаясь определить для себя подходящую систему ценностей и, как следствие, сформировать свое социальное окружение и векторы самореализации. И вот именно здесь – в самом процессе поиска себя – таятся основные риски для молодого человека. Ведь очевидно, что одна система ценностей, окружение и социальная практика даст позитивные плоды в виде хороших оценок по учебе, перспективных для работы знакомств, здоровья, признания и так далее, а другая – будет абсолютно деструктивна для его текущих результатов и жизненных перспектив.

Можно сказать, что студент как социальный объект особо подвержен влиянию различных идеологий. Даже если молодой человек, приходя в высшее учебное заведение, имеет определенный ценностный фундамент, то за годы, проведённые внутри студенческой жизни, такой фундамент может претерпеть существенные изменения.

За время своей учебы многие пробуют себя в самых разных ролях, многократно изменяют взгляды на моду, начинают слушать музыку новых направлений, читать новых авторов, пробовать себя в различных профессиях и направлениях. В поисках своей собственной жизненной модели молодой человек, скорее всего, будет пробовать самые разные парадигмы. И это абсолютно нормально.

Такая открытость к новым идеям и жизненным моделям очень важна для его самоопределения, но одновременно именно она несет в себе опасность быть вовлеченными в деструктивные идеологии и процессы, что может повлечь за собой преступление закона, конфликт с окружающими, разрушение социальных связей, потерю имиджа, утрату здоровья и так далее.

Поэтому вузы представляют особый интерес для организаторов распространения экстремизма и иных идеологий деструктивного характера, так как там молодые люди сконцентрированы в одном месте достаточно плотно. Здесь проще работать, чем заниматься сбором разрозненной аудитории. Все уже собраны вместе и коллективно пребывают в состоянии «поиска себя».

Именно по этим причинам организации системы профилактической работы внутри студенческой жизни и всей образовательной организации важно уделять пристальное внимание как со стороны администрации заведения, так и со стороны ответственных студенческих организаций, их лидеров и активистов.

Сама по себе такая система возникнуть не может. Ее можно только сформировать, объединив усилия всех акторов студенческой жизни, создав необходимые условия и установив соответствующие правила организации студенческой жизни.

Представляется, что важнейшим должно стать особо пристальное внимание к идеологическим и ценностно-ориентационным аспектам проектов и программ для студенчества, система реализации которых должна создавать такую среду, в которой развитие и продвижение деструктивных идей будет затруднено, а вместо них будут постоянно и активно предлагаться созидательные модели самореализации.

Любой проект или программа являются механизмами продвижения определенных идей. Вне зависимости от того, планирует что-то конкретное их реализатор или насколько он прорабатывал данный вопрос, он воплощает в своих действиях своё мировоззрение. Так уж это устроено. Поэтому не бывает проектов, которые вообще не несут в себе никакого ценностного потенциала. К сожалению, часто встречаются проекты, где очень слабо проработана идеологическая часть, что само по себе снижает их эффективность и значимость, но ключевой причиной здесь видится то, что этому сегодня менеджеров проектов и программ для студентов системно не обучают.

Учитывая, что сегодня в каждом вузе России реализуются десятки и сотни проектов, программ и мероприятий по самым разным направлениям. Нам важно давать себе честные ответы на вопросы: «Является ли мой проект действительно созидательным?», «Какие позитивные ценности и ориентации дает участникам мой проект?», «Как он помогает сделать наше общество более безопасным и развивает его?». Ответы на эти и другие вопросы при проектировании и планировании отражают степень ответственности студенческих лидеров и менеджеров за общественные изменения. Безответственность крайне опасна.

Современный плюрализм мнений и идеологий делает определение наличия потенциально проблемных идеологий у конкретного человека весьма затруднительным, особенно, если его окружение не имеет специальных знаний по этому поводу: «Ну думает вот так, имеет право. Живем в свободном обществе». Это не халатность, это искреннее непонимание рисков и неумение их различать.

Поэтому очень важно, чтобы массово присутствовали компетенции, которые позволят определять опасные идеологии и их избегать. Причём такие компетенции должны быть не столько у кого-то вокруг (силовых ведомств, органов воспитательной работы, наставников и т.п.), сколько у самого молодого человека, как внутренняя система идеологической безопасности.

Стоит оговориться, что умение адекватно оценить ту или иную идею и понять степень ее опасности для себя и для общества, нужно сегодня не только молодым людям. Мир и правда стал сложным, даже для взрослого поколения.

Также, мы должны понимать, что любые идеологии или заносятся снаружи (молодой человек – объект), или рождаются внутри молодого человека как результат его мыслительной деятельности (молодой человек – субъект). В открытом информационном обществе, где публично существует множество мнений и их носителей, создание собственного мнения о чем-либо ощущается молодым человеком как продукт его труда, который он будет защищать: «думаю о чем хочу», «это мое мнение» и прочее.

Такая защита своего права на собственное мнение и на уважение этого мнения может становиться причиной радикализации идей молодого человека или целой группы лиц.

Молодой человек хочет думать, делать выводы, ставить под сомнение, рассуждать, докапываться до сути, понимать. Это более чем нормально для его развития как человека, как личности, как гражданина, как профессионала. Он хочет быть участником общественной дискуссии, а не ее зрителем.

И данное право нельзя ни в коем случае пытаться отбирать со словами: «Ты пока еще ничего не понимаешь, молодой человек, поэтому слушай как надо». Такое давление не только будет вызывать отторжение, но и вызовет защитную реакцию, которая может еще сильнее зацементировать ту или иную идею внутри него, а также породить конфликт, последствия которого будут лишь усугублять ситуацию. Важнее создать эффективные правила такой общественной дискуссии и научить человека быть ее конструктивным участником.

Многоуровневость и перманентность

Итак, сегодняшний студент имеет несколько важных для наших рассуждений характеристик:

  • погружен в информационное поле с огромным количеством идей, ориентаций и идеологий;
  • имеет склонность к проверке информации (больше ничего не берет сразу «на веру»);
  • проходит период «тестирования идеологий» и самоопределения;
  • жаждет самостоятельного принятия решений, защищает право на собственное мнение, требует уважения этого мнения;
  • стремится к выражению собственной субъектности (общественной, политической, этнокультурной и пр.);
  • живет в непростом и постоянно усложняющемся мире с напряженной социально-экономической обстановкой;
  • является объектом манипуляций во внутренних и глобальных политических процессах.

Как мы увидели из описанного выше, данные характеристики могут явиться факторами его идеологической дезориентации, принятия деструктивных идей, а также радикализации с перспективой даже преступления закона. И самое главное, что такие риски являются постоянными для него, то есть носят перманентный характер. Значит и защита от них (профилактика) должна быть постоянной, непрерывной, всеобъемлющей, то есть – перманентной.

Концепция многоуровневой перманентной профилактики подразумевает интеграцию профилактических компонентов в технологии всех проектов и программ, реализуемых внутри образовательной организации для всех категорий студенчества в течение всего образовательного цикла. При этом, такие проекты и программы должны обеспечивать три уровня профилактических усилий (образ данной «пирамиды профилактики» предложен А.М. Микаеляном), а именно:

  • Уровень 1 «Превентивные меры». Этот фундаментальный уровень, подразумевающий массовую работу по формированию устойчивого иммунитета у студенчества к идеологиям деструктивного характера.
  • Уровень 2 «Работа с целевыми группами». Здесь профилактическая работа должна осуществляться целевым образом, внимательно учитывая специфику тех или иных групп студенчества, объединённых по конкретным этнокультурным, религиозным, субкультурным, общественно-политическим и иным признакам.
  • Уровень 3 «Работа с проявлениями и рецидивами». Этот уровень подразумевает специальную работу с теми, кто уже открыто однократно и/или многократно проявляет свою приверженность экстремистским идеям.
Таким образом, многоуровневая перманентная профилактика в вузе – это подход, который подразумевает, что профилактика экстремизма, радикализма и идеологий деструктивного характера не является отдельной формой эпизодической деятельности, выражающейся в специальных проектах и мероприятиях, а постоянно присутствует в рамках абсолютно всех реализуемых для студенчества проектов и программ, в которые органически инсталлированы соответствующие профилактические технологии.
Для построения перманентной многоуровневой профилактики необходимо, чтобы ее важность разделялась самими менеджерами проектов и лидерами студенчества. Разделялась искренне, на уровне убеждений. Дело в том, что работа с деструктивными идеологиями подразумевает непосредственно работу с идеями, то есть замещение деструктивных конструктивными, формирование и распространение в студенческой среде определенных смыслов и так далее. Человек, который сам не разделяет ценности общественной безопасности, патриотизма, межкультурного и межрелигиозного мира, искренне не видит и/или не понимает опасности радикальных идей, не сможет в полной мере организовать соответствующую деятельность.

Поэтому, для эффективной работы нам необходимо, чтобы совпали три составляющие:

  • намерения менеджера каждого проекта/программы к работе в такой парадигме и готовность быть ответственным за результаты;
  • наличие у него знаний, умений и навыков для осуществления эффективной работы;
  • наличие достаточных организационных, административных и финансовых условий для осуществления деятельности.

Координационный механизм реализации “перманентного подхода”

Учитывая, что проблема профилактики экстремизма является всеобъемлющей, в качестве первого шага для внедрения “перманентного подхода” внутри образовательной организации рекомендуется сформировать специальный коллегиальный координационный орган, ответственный за обеспечение многоуровневой перманентной профилактики идеологий деструктивного характера внутри образовательной организации (“Совет безопасности университета”, “Координационный совет по профилактике опасных явлений и идеологий деструктивного характера” и т.п.).

В данный орган должны войти:

  • проректор по безопасности (председатель)
  • проректор по воспитательной работе
  • лидеры органов студенческого самоуправления
  • лидеры студенческих сообществ (клубов, кружков, студий и пр.)
  • иные менеджеры независимых студенческих проектов и программ
  • представитель регионального или окружного подразделения по противодействию экстремизму МВД России

Главной целью такого Координационного Совета должна стать выработка совместных планов и реализация действий, обеспечивающих качественно высокий уровень профилактических мер в образовательной организации.

Фактически, такой Координационный Совет должен собрать воедино весь план работы со студенчеством и обеспечить его реализацию в парадигме перманентной профилактики, где каждый проект, каждая программа и каждое мероприятие должно стать инструментом продвижения конструктивных ценностей и одновременно способом противодействия идеологиям деструктивного характера. Такая работа должна строиться исходя из актуальной региональной обстановки, а также федеральных трендов.

В компетенции Координационного Совета могут войти следующие вопросы:
  • согласование общего плана проектов и программ для студенчества;
  • выработка внутривузовских стандартов работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности студенчества;
  • разработка, экспертиза и доработка проектов и программ для студенчества для обеспечения их соответствия стандартам многоуровневой перманентной профилактики;
  • методическая подготовка и аттестация менеджеров проектов и программ по теме многоуровневой перманентной профилактике;
  • выработка предложений по урегулированию возникающих проблем на этнической и религиозной почве;
  • и так далее.

В перспективе, каждый вуз может сформировать специализированное структурное подразделение (например, в формате Центра профилактики), которое будет обеспечивать такую работу на регулярной профессиональной основе.

Рекомендации по совершенствованию студенческих проектов и программ

Как мы уже поняли, одним из ключевых элементов многоуровневой перманентной профилактики (МПП) является работа на уровне ценностей и идей человека. Конструктивные для личности и общества идеи и ценности важно формировать, поддерживать и поощрять, тогда как деструктивные важно замещать, развенчивать, не допускать к реализации.

С технологической точки зрения, ключевыми задачами системы МПП должны стать следующие:

  1. Обеспечение постоянного мониторинга присутствующих в университетской среде идеологий, оценка их конструктивного и деструктивного потенциала, составление “карты” их распространения.
  2. Формирование иммунитета у студенчества на идеологии деструктивного характера.
  3. Формирование у студентов осознанности в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности всего университетского сообщества, а также чувства персональной ответственности за его формирование и поддержание.
  4. Развитие “безопасной корпоративной культуры” как всей образовательной организации, так и каждой отдельной студенческой организации и сообщества.
  5. Формирование системы адекватного реагирования на проявления деструктивных идеологий внутри студенчества.

Отдельно стоит уделить внимание разработке системы адекватного реагирования на проявления деструктивных идеологий. Учитывая, что наличие определенных ценностей и идей у молодого человека может вполне являться результатом целенаправленной профессиональной работы их распространителей, продуктивнее и корректнее рассматривать такого человека как зараженного определенным “идеологическим вирусом”. Мы уже говорили выше о том, что в современном постоянно усложняющемся мире очень тяжело самостоятельно разобраться и сориентироваться в происходящем, а особенно это тяжело молодому человеку, что легко делает его объектом для вовлечения в различные идеологемы и мировоззренческие модели.

Более того, принятие деструктивных для личности и общества “смысловых вирусов” может являться результатом глубокого внутреннего протеста или конфликта, причинами которого могут быть самые разные факторы: проблемы в семье, возрастные кризисы, индивидуальные особенности психики, проблемы в любовных отношениях, невозможность самореализации, трудности с освоением учебной программы и так далее.

Для эффективной работы очень важно отличать осознанного преступника от человека, которому нужна помощь.

Именно потому, что проявления деструктивных идеологий внутри студенчества могут быть результатом указанных выше причин, важно, чтобы система реагирования базировалась не на карательной, а на реабилитационной модели. Чаще всего студенту нужно просто помочь решить возникшие у него проблемы, с которыми он самостоятельно не может справиться (сюда добавим новую для него ответственность за себя и давление с ней связанное). О том, как построить эффективную реабилитационную модель мы сейчас подробно говорить не будем, но очень важно, чтобы такие лучшие практики консолидировались и распространялись.

Возвращаемся к студенческим проектам и программам.

Стоит помнить, что абсолютно любой проект или программа является инструментом продвижения определенной идеологии, так как является воплощением чьих-то мыслей, идей, видений. Поэтому, базовая установка здесь – необходимо четко определить набор конструктивных ценностей и идей, которые продвигаются в рамках проекта/программы, а также те, иммунитет от которых проект может сформировать.

После того, как определились с блоком базовых ценностей (ББЦ), для качественной работы рекомендуется следующее:

  1. Продумывая содержание программы (контактов с аудиторией), определить как проект решает задачи МПП (см. выше).
  2. Обеспечить подбор команды проекта полностью разделяющей его идеологию.
  3. Все маркетинговые материалы разрабатывать исключительно на основе ББЦ.
  4. Во всех точках контакта с целевой аудиторией проекта (сайты, соцсети, печатные материалы, выступления и прочее) позиционировать ББЦ. Лучше выпустить информационный материал для участников, подробно излагающий ББЦ.
  5. Фирменный стиль проекта должен строиться на основе ББЦ.
  6. Потенциальные участники должны на сто процентов быть уведомлены о ББЦ проекта. Для наилучшей реализации проекта/программы важно, чтобы участники полностью разделяли его идеологию. Можно организовать специальный фильтр на этапе отбора участников.
  7. Любая идеологическая реабилитация (формирование новых идей, либо работа с деструктивными идеологиями) должна осуществляться не “в лоб” и не под угрозой (репрессии, наказание и пр.), а подразумевать пошаговый переход.
  8. Участникам важно не только транслировать ББЦ, но и активно обсуждать его с ними в разных формах, помогая им разобраться с каждой позицией и принять ее. Не стоит избегать споров и дискуссий, так как именно они являются инструментом осознания человеком тех или иных идей.

Соблюдение этих базовых рекомендаций даст возможность усовершенствовать технологии проектов и программ для того, чтобы они становились эффективными инструментами многоуровневой перманентной профилактики.

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/Yakorev