Блог

О базовой подготовке

2025-10-16 09:29 Профилактика
Про базовую подготовку

В этом посте я размышлял о лучших практиках подготовки специалистов по профилактике.

Хочу добавить к нему еще одну важную мысль – про базовую подготовку (чтобы никто не решил, что я обесцениваю важность качественной теории).

Проводя семинары для коллег, участвуя и выступая на конференциях и форумах, я заметил, что большинство запрашивает практические методики работы:

- «Дайте то, что можно завтра пойти и применить!»,
- «Хватит теоретических знаний!»,
- «Нам нужны инструменты!»
… и так далее.

И я прекрасно понимаю такой запрос.

Скучно еще раз слушать теорию, которую ты уже знаешь. При одном условии, если ты ее действительно уже знаешь.

Скука – это защита от повторного напряжения для переработки уже известной информации или избегание необходимости тратить энергию на обучение. Одно проявление – две разные причины. И тут главное не перепутать…

В рамках своей работы со специалистами я часто использую метод реконструкции, который позволяет выявить и оценить фактическую базу.

Это полезно, чтобы определить и оперативно восполнить пробелы в процессе нашего взаимодействия (насколько это возможно).

Так вот, я заметил, что люди часто запрашивают методики, для которых у них нет необходимой подготовки. Без неё даже самые точные и полезные инструменты – социологические, педагогические, психологические – фактически бесполезны.

Возьмем тренинговые методы. Без понимания, как работает психология группы, как строится программа и как интерпретировать результаты, эффективная техника превращается в «веселый интерактив» с неконтролируемыми последствиями. Даже если дать максимально подробный сценарий.

Итак,

Нет знаний – не получится правильно применить методику, которая их требует.

Нет знаний – нет возможности придумать новую методику работы.

Мозг не генерит из пустоты. Мы действуем из своих «когнитивных архивов»: знаний, практики, насмотренности… (об этом тут писал )

Более того, мозг ведет нас по самому простому пути. Даже если кто-то даст супер-классную-эффективную методику, мы с большей вероятностью будем применять ту, которую понимаем, можем применить и к которой привыкли. А вовсе не ту, которая требует как следует напрячь извилины. И не важно, что она действительно лучше.

В итоге, плохая «базовая подготовка» приводит к банальным и слабым «мероприятиям», ведь для использования более крутых инструментов ее просто не хватит.