Порой кажется, что разговоры о глобальных мировых процессах, стратегиях, «мягких силах» и т.п. – это все про некую «теорию заговора», которая не имеет ничего общего с реальностью. Хотя, я тоже считаю, что часто «миром правит не тайная ложа, а явная лажа», мы совсем не должны исключать факты наличия «больших игр» крупными ребятами.
Каждый хочет занять лучшее место под солнцем. И умные люди строят стратегии. Что уж говорить о государствах.
Изучение таких вещей полезно не только тем, что позволяет чуть лучше понимать происходящее вокруг, но и тем, что можно подсмотреть логику и инструменты осуществления больших изменений. Часто это вполне применимо и в более мелких системах, типа региона или города, и даже школы или вуза.
Изучение таких вещей полезно не только тем, что позволяет чуть лучше понимать происходящее вокруг, но и тем, что можно подсмотреть логику и инструменты осуществления больших изменений. Часто это вполне применимо и в более мелких системах, типа региона или города, и даже школы или вуза.
Вот, например, доклад о глобальной игре Китая «От мягкой силы к дискурсивной силе. Новые идеологемы внешней политики КНР» , подготовленный специалистами из Института международных отношений МГИМО МИД России.
Небольшое саммари:
- Китай начал использование «мягкой силы», изучая и копируя опыт США (рубеж 1980-1990-х);
- позднее (с 1993 года), Китай по-своему использовал концепцию «мягкой силы» как «культурную мягкую силу». Нужно было активнее пропагандировать величие многотысячилетней китайской культуры. Расчет был на то, что уважение к культуре неизбежно приведет к уважению государства и облегчит защиту интересов на международной арене;
- основные инструменты улучшения международного имиджа с 2004-2017 годы: распространение китайского языка и знаний о культуре через Институты Конфуция, гуманитарные обмены, гранатовые и стипендеальные программы, продвижение китайской музыки, литературы, кинематографа;
- к рубежу 2010-2020-х годов стало понятно, что китайские инструменты «мягкой силы» работают неэффективно: другими странами это воспринималось как действия потенциального соперника, а акцент на традиционной культуре – как неготовность адаптироваться под внешнюю аудиторию. Предлагаемые сложные некитайцами образы и концепции не сформировали целостного понимания системы ценностей, которая бы позволила иностранцам солидаризироваться с Китаем и его взглядами на мировой порядок;
- главная битва между Китаем и миром была за то, чтобы определить, что такое Китай;
- многое изменилось при Си Цзиньпине. В центре теперь находится вопрос лидерства Китая;
- концепция дискурсивной силы трактуется как право на организацию мирового порядка и обладание ключевой властью;
- 4 основные направления усиления дискурсивной силы Китая: политическое, моральное, институциональные и технологическое;
- в политике важно теперь не нравится всем, а делать упор на лиц, принимающих решения, либо на представителей влиятельных мозговых центров (работа с ЛОМами) – на политикоформирующий класс;
- для формирования морального лидерства китайские ценности важно сделать равноправным элементом мирового мейнстрима. Считается, что та страна, чьи ценности окажутся сильнее и привлекательнее, сможет быть полностью признанной международным сообществом и занять выгодное положение;
- институциональные влияние обеспечивается за счет усиления активности Китая в международных организациях и наднациональных институтах. Тут важно обеспечить соответствие принимаемых правил и документов национальным интересам КНР;
- в области технологий КНР стремится влиять на будущий технологический уклад через интернационализацию технических стандартов. Он уже является законодателем мод в области ИИ, мобильных сетях, блокчейне и др;
- в условиях высококонкурентной внешней среды, «дискурсивная сила» Китая стала ближе к классической «жесткой», а не «мягкой» силе.