- Мы должны защитить этих детей!
- Может пора перестать называть их детьми?
Как же часто мне приходится напоминать, что студенты – не дети. И так их воспринимать неэффективно для воспитательной и профилактической работы.
Попробую объяснить почему такое отношение вредно и как от него начать избавляться.
Итак.
Перевод в статус «ребенка» означает определение как младшего для себя. Не только в возрастном, но и в социальном, интеллектуальном и эмоциональном планах. Мы как бы упрощаем личность: мотивы поступков, способность к анализу и пониманию реальности, способность к ответственности, способность к самозащите и правильным взвешенным решениям, и так далее.
Почему мы так делаем?
Во-первых, нам так проще. Можно избегать учета множество сложных факторов взрослеющей личности и не заморачиваться с подбором методик. Процесс коммуникации с детьми и правда выглядит по многим параметрам легче, чем со взрослыми .
Во-вторых, нам так выгодно. Это позволяет нам сохранять статус и авторитет. Нам безопаснее быть «выше» и «старше». Даже не смотря на то, что это не эффективно для коммуникации.
В-третьих, нам просто не хватает навыка и опыта для работы с субъектной позицией студентов. Либо мы просто не осознаем, что важно иначе подходить к процессу.
Все это вредно. И вот почему:
1. Используются неверные методы, которые приводят к низкой эффективности работы или обратному эффекту. Методы для «детей» не подходят для «взрослых».
2. Страдает коммуникация. Студенты могут воспринимать негативно патерналистское и назидательное отношение, отвечая на это реактансом (реактивным сопротивлением. протестом), снижая эффективность коммуникации. И это логично с социально-психологической точки зрения.
3. Отсекаются истинные лидеры. Лидерство – это уже взрослая позиция. Лидеры хотят занимать «взрослое место» и иметь значимые роли. Несерьезное отношение к реальным лидерам студенчества будет отталкивать их вместе с их аудиториями.
4. С точки зрения концепции формирования безопасной среды и развития культуры безопасности важно, чтобы студенты были субъектами, а не только объектами. Отношение «как к детям» мешает в них видеть эффективных помощников и защитников, которыми они определенно могут быть.
Поговорим про воспитание.
Базовая суть воспитания – ускорить процесс формирования взрослой личности, эффективной и жизнеспособной в данном обществе. Это происходит через обучение и поэтапное перекладывание различных видов и уровней обязанностей и ответственности. Стать взрослым подразумевает способность отвечать за себя, своих близких и вверенные элементы общественных отношений.
Воспитание детей и взрослых отличается. И в основе лежат физиологические различия. В первую очередь это касается развития тех структур мозга человека, которые отвечают за восприятие реальности, системы «хорошо/плохо», понимание социальных отношений и пр. Поэтому ребенок – во многом объект опеки. Он сам не выживет. Но как только ментальная основа есть, для эффективного обучения и воспитания необходима субъектность. И, чем старше человек, тем больше требуется усиления этой субъектности для получения качественного результата.
То есть эффективное воспитание в студенческом возрасте уже должно строиться на восприятии их как взрослых людей и требованиях от них взрослой ответственности. Продолжение заигрывания как с детьми – вредно для их жизненных результатов.
Это также вредно для целей профилактической работы и развития культуры безопасности. В нашем обществе за безопасность отвечает «взрослый». Осознанность, бдительность, гражданская ответственность, общественное участие и т.п. – все это «взрослые» установки и социальные навыки.
Например, без таких установок и навыков невозможно обеспечить элементарную культуру безопасности при организации студенческих проектов. Об угрозах и рисках просто не будут думать (до первого серьезного инцидента).
Как избавиться от восприятия и начать изменять подход?
Первое. Программируйте действия лексиконом. Не используйте «дети». Если термины «молодежь» и «студенчество» ассоциируются с «детьми», также старайтесь их не использовать. Попробуйте говорить «взрослые люди». Слова помогут перенастройке мышления.
Предложите эту практику своим коллегам или введите прямой запрет на отношение «как к детям» и упоминания характерных слов и выражений. Прям так и скажите: «Мы больше так не говорим и больше их так не воспринимаем».
Второе. Измените коммуникацию со студентами. Старайтесь говорить как со взрослыми. Требуйте взрослых рассуждений и предложений. Любыми способами направляйте им сигналы, что вы их воспринимаете как взрослых, доверяете как взрослым, спрашиваете как со взрослых.
Только по-настоящему, а не «ути-пути, ты ж мой взрослый…».
Третье. Планируя работу и принимая решения представляйте, как бы вы это делали для взрослых людей. А лучше подключите их непосредственно к принятию этих ключевых итоговых решений и определите им конкретную зону ответственности. Предыдущие рекомендации здесь усилят эффект.
Четвертое. Проведите ревизию методик работы. Исправьте все, что не отвечает критерию восприятия аудитории как взрослой. То есть в каждой методике должно быть признание субъектности и передача части ответственности за процесс и результат.
Пятое. Не давайте себе слабину. Обязательно возникнет множество причин и ситуаций, которые будут триггерить и возвращать к позиции «мамочки/папочки». Особенно в начале коррекции коммуникации. Тут надо продержаться и закрепить результаты.
В среднем, перестройка будет происходить от 3 до 6 месяцев.
Но вас точно порадуют результаты.
«Егор, ну какие же взрослые. Ну не дети, конечно, но точно не взрослые! Там с ответственностью все очень плохо!». Я много раз слышал такие возражения.
Ответа на это у меня два.
Во-первых, призывая парней в 18 лет в армию, мы даем им в руки боевое оружие и технику, помещаем в непростые условия жизни и ставим принципиально новые по своей сути и сложности задачи, связанные с безопасностью государства. И работает! Значит, дело не в возрасте, а в подходе.
Во-вторых, я лично проверил это многолетней практикой. Более 10 лет активно занимался работой со студенческой молодежью. И это были не самые простые проекты: начиная с лагерей студенческого актива моего родного вуза, завершая более крупными межрегиональными форумами и соревновательно-туристическими слетами. И всю работу я строил с позиции «вы для нас – взрослые люди. Права у вас взрослые. Ответственность – тоже».
Я осознаю всю сложность этого подхода, но точно знаю его жизнеспособность и эффективность. Потому что своими глазами видел, как со временем возникает классный результат.
Мой опыт меня убедил, что нам надо быть для них не пионер-вожатыми, а старшими товарищами, которые помогают и сопровождают. Есть очень тонкая грань между этими ролями, но фундаментально это принципиально разные подходы к построению коммуникации и работы.
Давайте не способствовать им дольше оставаться «детьми», а помогать эффективнее взрослеть, качать социальные и личностные «мышцы», которые будут для них преимуществами в жизни.
- Может пора перестать называть их детьми?
Как же часто мне приходится напоминать, что студенты – не дети. И так их воспринимать неэффективно для воспитательной и профилактической работы.
Попробую объяснить почему такое отношение вредно и как от него начать избавляться.
Итак.
Перевод в статус «ребенка» означает определение как младшего для себя. Не только в возрастном, но и в социальном, интеллектуальном и эмоциональном планах. Мы как бы упрощаем личность: мотивы поступков, способность к анализу и пониманию реальности, способность к ответственности, способность к самозащите и правильным взвешенным решениям, и так далее.
Почему мы так делаем?
Во-первых, нам так проще. Можно избегать учета множество сложных факторов взрослеющей личности и не заморачиваться с подбором методик. Процесс коммуникации с детьми и правда выглядит по многим параметрам легче, чем со взрослыми .
Во-вторых, нам так выгодно. Это позволяет нам сохранять статус и авторитет. Нам безопаснее быть «выше» и «старше». Даже не смотря на то, что это не эффективно для коммуникации.
В-третьих, нам просто не хватает навыка и опыта для работы с субъектной позицией студентов. Либо мы просто не осознаем, что важно иначе подходить к процессу.
Все это вредно. И вот почему:
1. Используются неверные методы, которые приводят к низкой эффективности работы или обратному эффекту. Методы для «детей» не подходят для «взрослых».
2. Страдает коммуникация. Студенты могут воспринимать негативно патерналистское и назидательное отношение, отвечая на это реактансом (реактивным сопротивлением. протестом), снижая эффективность коммуникации. И это логично с социально-психологической точки зрения.
3. Отсекаются истинные лидеры. Лидерство – это уже взрослая позиция. Лидеры хотят занимать «взрослое место» и иметь значимые роли. Несерьезное отношение к реальным лидерам студенчества будет отталкивать их вместе с их аудиториями.
4. С точки зрения концепции формирования безопасной среды и развития культуры безопасности важно, чтобы студенты были субъектами, а не только объектами. Отношение «как к детям» мешает в них видеть эффективных помощников и защитников, которыми они определенно могут быть.
Поговорим про воспитание.
Базовая суть воспитания – ускорить процесс формирования взрослой личности, эффективной и жизнеспособной в данном обществе. Это происходит через обучение и поэтапное перекладывание различных видов и уровней обязанностей и ответственности. Стать взрослым подразумевает способность отвечать за себя, своих близких и вверенные элементы общественных отношений.
Воспитание детей и взрослых отличается. И в основе лежат физиологические различия. В первую очередь это касается развития тех структур мозга человека, которые отвечают за восприятие реальности, системы «хорошо/плохо», понимание социальных отношений и пр. Поэтому ребенок – во многом объект опеки. Он сам не выживет. Но как только ментальная основа есть, для эффективного обучения и воспитания необходима субъектность. И, чем старше человек, тем больше требуется усиления этой субъектности для получения качественного результата.
То есть эффективное воспитание в студенческом возрасте уже должно строиться на восприятии их как взрослых людей и требованиях от них взрослой ответственности. Продолжение заигрывания как с детьми – вредно для их жизненных результатов.
Это также вредно для целей профилактической работы и развития культуры безопасности. В нашем обществе за безопасность отвечает «взрослый». Осознанность, бдительность, гражданская ответственность, общественное участие и т.п. – все это «взрослые» установки и социальные навыки.
Например, без таких установок и навыков невозможно обеспечить элементарную культуру безопасности при организации студенческих проектов. Об угрозах и рисках просто не будут думать (до первого серьезного инцидента).
Как избавиться от восприятия и начать изменять подход?
Первое. Программируйте действия лексиконом. Не используйте «дети». Если термины «молодежь» и «студенчество» ассоциируются с «детьми», также старайтесь их не использовать. Попробуйте говорить «взрослые люди». Слова помогут перенастройке мышления.
Предложите эту практику своим коллегам или введите прямой запрет на отношение «как к детям» и упоминания характерных слов и выражений. Прям так и скажите: «Мы больше так не говорим и больше их так не воспринимаем».
Второе. Измените коммуникацию со студентами. Старайтесь говорить как со взрослыми. Требуйте взрослых рассуждений и предложений. Любыми способами направляйте им сигналы, что вы их воспринимаете как взрослых, доверяете как взрослым, спрашиваете как со взрослых.
Только по-настоящему, а не «ути-пути, ты ж мой взрослый…».
Третье. Планируя работу и принимая решения представляйте, как бы вы это делали для взрослых людей. А лучше подключите их непосредственно к принятию этих ключевых итоговых решений и определите им конкретную зону ответственности. Предыдущие рекомендации здесь усилят эффект.
Четвертое. Проведите ревизию методик работы. Исправьте все, что не отвечает критерию восприятия аудитории как взрослой. То есть в каждой методике должно быть признание субъектности и передача части ответственности за процесс и результат.
Пятое. Не давайте себе слабину. Обязательно возникнет множество причин и ситуаций, которые будут триггерить и возвращать к позиции «мамочки/папочки». Особенно в начале коррекции коммуникации. Тут надо продержаться и закрепить результаты.
В среднем, перестройка будет происходить от 3 до 6 месяцев.
Но вас точно порадуют результаты.
«Егор, ну какие же взрослые. Ну не дети, конечно, но точно не взрослые! Там с ответственностью все очень плохо!». Я много раз слышал такие возражения.
Ответа на это у меня два.
Во-первых, призывая парней в 18 лет в армию, мы даем им в руки боевое оружие и технику, помещаем в непростые условия жизни и ставим принципиально новые по своей сути и сложности задачи, связанные с безопасностью государства. И работает! Значит, дело не в возрасте, а в подходе.
Во-вторых, я лично проверил это многолетней практикой. Более 10 лет активно занимался работой со студенческой молодежью. И это были не самые простые проекты: начиная с лагерей студенческого актива моего родного вуза, завершая более крупными межрегиональными форумами и соревновательно-туристическими слетами. И всю работу я строил с позиции «вы для нас – взрослые люди. Права у вас взрослые. Ответственность – тоже».
Я осознаю всю сложность этого подхода, но точно знаю его жизнеспособность и эффективность. Потому что своими глазами видел, как со временем возникает классный результат.
Мой опыт меня убедил, что нам надо быть для них не пионер-вожатыми, а старшими товарищами, которые помогают и сопровождают. Есть очень тонкая грань между этими ролями, но фундаментально это принципиально разные подходы к построению коммуникации и работы.
Давайте не способствовать им дольше оставаться «детьми», а помогать эффективнее взрослеть, качать социальные и личностные «мышцы», которые будут для них преимуществами в жизни.
________________________________
Подписывайтесь на telegram-канал: https://t.me/Yakorev
Подписывайтесь на telegram-канал: https://t.me/Yakorev